Древнескандинавское и англо-саксонское run, древнеисландское runar и древненемецкое runa происходят от древнегерманского корня ru, и готского слова runa, что означает "тайна". Наиболее древние памятники рунической письменности относятся к I в. н. э. Руны, которыми написаны эти памятники называются старшими, общегерманскими, или праскандинавскими. В этот рунический алфавит входили 24 руны. В V-VII вв, когда викинги заселяли Шотландию, возникли англосаксонские, или англские руны, которые состояли из 33 знаков, а в IX веке возник северный, или скандинавский сокращённый рунический алфавит, который состоял из 16 знаков: 15 из древнегерманского рунического алфавита и 1 дополнительная буква yr. Скандинавские руны имели две основных разновидности: датскую и шведско-норвежскую, но норвежские руны так или иначе не были похожи на шведские, и термин "шведско-норвежские руны" довольно обобщённый, существовали различные разновидности норвежских рун - норвежско-датские, исландские, гренландские и мэнские руны - особыи вид рун, использовавшийся на о.Мэн, Великобритания, в который не входила 16-я руна. Самой заметной разновидностью шведских рун можно считать хельсингские руны, возникшие в Хельсингланде в Швеции. Это была некая стенография: руны обозначались палочкой или двумя точками, изменялся лишь их наклон. В XI в. на смену скандинавским рунам пришли пунктированные руны, которые подверглись сильному влиянию латиницы. В частности, традиционный рунический алфавитный порядок fuþark сменился на латинский abcdef. Появились руны-аналоги латинских букв для звуков, которые традиционно обозначались обычными рунами, например, были добавлены руны для звуков ø, æ, которые традиционно обозначались рунами u, a, i. Своим названием они обязаны точкам, которые добавлялись к обычным формам рун. С XVI в. в Швеции использовались далекарлийские, или дальские руны, в которых многие руны заменялись латинскими буквами, в частности диакритированными ö и ä, и исчезли на рубеже XIX и XXвв.
Два друида. Барельеф, найденный в г. Отун, Франция
Друи́ды (галльское druidae, древнеирландское druí, мн.ч. druid) — жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде замкнутой касты и тесно блокировавшиеся с королевской властью.
Друиды были хранителями героических преданий и мифологическихпоэм, которые они передавали молодёжи изустно. Школы друидов существовали и у островных кельтов. Однако у ирландцев и бриттов друиды рано утратили свою функцию поэтов, а после введения христианства IV—V века быстро выродились в деревенских знахарей. Высказывались предположения, что институт друидов перешёл к кельтам от первобытного населения.
В новой западно-европейской литературе образ друида вводится и широко используется поэзией романтизма (и близких к нему течений) как мотив национальной экзотики и фантастики. Ср. «Барды».
Есть мнение, что друиды получили свою сокральную функцию от женщин - друидесс. Считается, что в первобытных Европейских племенах именно женщины первыми установили священную связь с Предками как с великим божеством, и это стало зарождением религии в Европе. Далее цитата по "Великим посвящённым" Эдуарда Шюре (1914), глава "Человеческие Расы и Происхождение Религий": "Первобытные прорицательницы белой расы образовали коллегию друидесс, под наблюдением старцев или друидов, "людей дуба". Вначале они были благодетельным явлением. Своей интуицией, своим пророческим даром, своим энтузиазмом они дали сильный толчок той расе, которая в это время начинала свою многовековую борьбу с черными. Но быстрая порча и ужасающие излишества этих учреждений были неизбежны. Чувствую себя духовными распорядительницами народов, друидессы захотели во что бы то ни стало подчинить их и в смысле земном. Когда они лишились вдохновения, они попробовали господствовать посредством страха. Они потребовали человеческих жертв и сделали их необходимыми элементами своего культа. В этом им помогали героические инстинкты их расы. Белые были храбры: их воины презирали смерть; при первом зове друидессы они шли добровольно и, чтобы отличиться бросались под ножи своих кровожадных жриц." Затем Э. Шюре развивает мысль, что после революционных преобразований Рамы европейцы начали активно смешиваться с чёрной рассой и образовалась арийская расса. По всему индоевропейскому континенту роль женщина осталась только как хранительницы домашнего очага и понятие "друидесса" постепенно стёрлось из языков.
американский писатель, сатирик, журналист и лектор
Марк Твен (англ.Mark Twain, псевдоним, настоящее имя Samuel Langhorne Clemens — Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс; (30 ноября1835, посёлок Флорида (штат Миссури) — 21 апреля1910, Реддинг (штат Коннектикут); похоронен в Элмайре (штат Нью-Йорк)) — выдающийся американский писатель—реалист, сатирик, лектор, журналист, публицист и общественный деятель. На пике карьеры он был, вероятно, самой популярной фигурой в Америке. Уильям Фолкнер писал, что он был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор — его наследники», а Эрнест Хемингуэй писал, что «вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется „Приключения Гекльберри Финна“». Из русских писателей о Марке Твене особенно тепло отзывались Максим Горький и Александр Куприн.