Происхождение
Тенгвар был изобретён эльфом Феанором на основе более раннего вертикального алфавита Румила (сарати) и использовался для записи большинства языков Средиземья, как эльфийских (квенья, синдарин), так и других народов. В зависимости от фонологии языка используются различные варианты применения тенгвар.
Структура
Основные 24 знака тенгвар объединены в 4 ряда (témar), в зависимости от места произнесения. I и II ряды (tincotéma и parmatéma) практически всегда используются соответственно для зубных и губных согласных, III ряд — для палатальных или велярных, IV ряд — для велярных или лабиовелярных. Четыре ряда разбиты на шесть ступеней (tyeller) в зависимости от способа артикуляции и использования голоса. 1 и 2 ступени используются для глухих и звонких смычных согласных, 3 и 4 для глухих и звонких щелевых, 5 для носовых и 6 для полугласных.
Дополнительные знаки для удобства также объединены в ступени, но менее регулярно. Знаки silmë и essë существуют в прямом и перевёрнутом варианте для удобства размещения надстрочных знаков.
Для обозначения гласных в большинстве вариантов используются надстрочные знаки огласовки (tehtar). В зависимости от языка, огласовки ставятся над предыдущей или следующей согласной (как видно из примеров, на синдарине огласовки ставятся над следующей согласной, в то время как на аннатаре и квенье они ставятся над предыдущей согласной). Существует также полная запись, в которой для гласных используются отдельные буквы.
Особенности применения
Пример с транслитерацией (символ ́ над гласной обозначает её удлинение)
t |
p |
k |
kw |
nd |
mb |
ng |
ngw |
[θ]>s |
f |
[x]>h |
hw |
nt |
mp |
nk |
nkw |
n |
m |
ŋ |
ŋw |
[ɾ]>r¹ |
w |
² |
w>v |
r |
rd |
l |
ld |
s |
s |
ss |
ss |
[hj]>h |
h4 |
i³ |
u³ |
¹ используется перед согласными и в конце слова
² «пустой» согласный, с двумя горизонтальными точками используется для представления полугласного [j]
³ используются как часть дифтонгов ai, ei, oi, ui, au, eu, ou, iu
4 "h", несколько оглушающий последующий "r" или "l". Например, "hlare". В квенья III Эпохи звук не оглушается, но записывается так же
Для огласовок используются символы, записываемые над предыдущим согласным или над специальным «носителем»:
- a — три точки треугольником или циркумфлекс над буквой
- e — диагональный штрих, похожий на символ ударения
- i — точка над буквой
- o — разнообразной формы завиток вправо вверх
- u — аналогичной формы завиток влево вверх
Для обозначения долгих согласных диакритика удваивается или пишется на удлинённом носителе (андайте).
Основная схема
Большинство языков используют одну из вариаций «основной схемы» тенгвара:
t |
p |
сh[ʧ] |
k |
d |
b |
j[ʤ] |
g |
th[θ] |
f |
sh[ʃ] |
kh[x] |
dh[ð]¹ |
v |
zh[ʒ] |
gh[ɣ] |
n |
m |
[ɲ]² |
[ŋ] |
[ɾ] |
w |
у[у] |
[ʔ]³ |
r |
rh[r̥]4 |
l |
lh[l̥]4 |
s |
s |
z |
z |
h |
hw[ʍ]4 |
e5 |
u5 |
¹ звонкий th, как в английском that. Немного склоняется к "t"
² приблизительно мягкое испанское ñ
³ глоттальная смычка
4 глухие варианты r, l и w
5 используются как часть дифтонгов ai, ei, oi, ui, aw, ew, ow, iw